<Назад
<Назад

Центральный вокзал Нью-Йорка

Откройте для себя величие Гранд Централ Терминал — транспортного узла и исторического и архитектурного сокровища Нью-Йорка.

Гранд Централ Терминал — старейший и красивейший вокзал Нью-Йорка. Вы можете подумать, что в вокзале по определению не может быть ничего интересного, но это неправда. Гранд Централ — кладезь историй.

Вид снаружи на Гранд Централ Терминал в Нью-Йорке, оживленный городской движение

С чего все начиналось: история и развитие

Центральный вокзал Нью-Йорка не всегда был таким роскошным, большим и во всех смыслах заметным. С 1871 года на месте современного Гранд Централ стояла обычная железнодорожная станция. На этом месте сходились три ветки, поэтому станция служила просто пересадочным узлом. Хозяином всего этого был транспортный промышленник Корнелиус Вандербильт. Как истинный потомок голландцев, основной упор он делал на судоходство, и надо сказать, добился в этом немалых успехов.

С железнодорожным делом так просто все не получалось — несколько веток да старый вокзал в распоряжении его компании New York Central казались сущей мелочью. А вот что было действительно крупным — так это вокзалы и пути компании Пенсильванские железные дороги. Их масштаб и слава не давали Вандербильту спокойно спать. К концу века терпение лопнуло — компания Вандербильта затеяла построить большое депо. Так и назвали — Grand Central Depot. Причина того, что депо было действительно Grand — банальная конкуренция. Даже, скорее, тщеславие.

Депо позволило расширить количество путей с трех до нескольких десятков и утереть нос пенсильванцам. Но радость была недолгой — в 1902 году в туннеле депо столкнулись два движущихся состава. В результате аварии погибло 17 человек, еще 35 получили серьезные ранения. Власти запретили движение паровозов на всей территории Манхэттена.

Вид главного зала Центрального Вокзала Нью-Йорка с потолком, украшенным зодиакальными мотивами

Новый формат

Единственным выходом из положения для New York Central была смена профиля — электропоезда вместо паровозов. Но для этого здание депо уже не подходило. Так и началась стройка века.

Полностью вокзал был перестроен до 1913 года и переименован в Grand Central Terminal. Новое здание обладало рекордной пропускной способностью: 44 платформы и 67 путей — до сих пор ни один вокзал в мире не превзошел этих цифр. Вокзал соединил железнодорожные ветки с тремя станциями метро. К 1947-му пассажиропоток достиг 65 миллионов человек.

Гранд Централ Терминал выполнен в стиле бозар — смеси французского барокко и итальянского ренессанса. А значит, огромные окна, высокие украшенные своды, колонны, светлый мрамор и простор не просто в наличии — они поражают своим размахом. Но не архитектурой единой прославился Гранд Централ.

Grand Central Terminal: Скульптура и часы на фасаде при закате

Война за долгую жизнь

В 50-х железнодорожный бум в США завершился. Междугородние перевозки на поездах перестали быть востребованы — автомобили и самолеты были куда удобнее и быстрее. К 60-м банкротившиеся компании начали спешно сносить здания и распродавать земли. Главный конкурент New York Central, компания Пенсильванские железные дороги, тоже лишилась флагмана — их красивейший вокал был снесен, а на его месте расположили современный Мэдисон-Сквер-Гарден. Та же участь ждала и Гранд Централ Терминал.

Здание спас общественный резонанс. Люди объединились в защиту здания, а проводником этого сообщества стала Жаклин Кеннеди. Протесты и суды длились в общей сложности более 15 лет. Только в 1978 Верховный Суд США постановил взять здание под защиту как исторический и архитектурный памятник. Только вот железнодорожная компания обанкротилась окончательно.

До 1994 года здание Гранд Централ Терминал работало вполсилы, порастало пылью, грязью и разрушалось временем. Новым спасителем от гибели стала транспортная компания MTA: они арендовали здание на 80 лет и после чего привели его в порядок. Реставрация и подведение терминала к эталонному образцу 1913 года потребовало 4-х лет интенсивной работы.

Ночной вид на Центральный Вокзал Нью-Йорка

Маленькие секреты вокзала

Есть в Гранд Централ и локальные легенды. Например, о секретных платформах для президентов и спецслужб. Поговаривают, что пользовался такой только Рузвельт, но существует их масса.

До реставрации в здании были черные потолки. Многие думают, что это старая гарь от паровозных труб. Только вот Гранд Централ Терминал принимал только электропоезда, следам паровозов там взяться неоткуда. На самом деле, это толстый слой копоти, образовавшийся от дыма сигарет и трубок пассажиров — лучше социальной рекламы о вреде курения просто не придумать. Сегодня потолок отчистили и курить там нельзя, но для истории кусочек оставили — расположен он прямо над стейк-хаусом баскетболиста Джордана.

А еще в здании когда-то стояла настоящая баллистическая ракета. Напротив нее даже было круглое отверстие в крыше — чтобы во времена Холодной войны люди верили не только в мощь СССР. Круто? И это еще не все, что таит в себе легендарный Гранд Централ!

Знаменитые часы внутри Гранд Централ Терминал

Гранд Централ Терминал стоит как символ архитектурных устремлений города и его неугомонного прогресса. В его стенах живет сердце многослойного прошлого Нью-Йорка, перекресток мечтаний, прощаний и встреч. С его звездным потолком, роскошными лестницами и шепчущими галереями, вокзал — место, где искусство встречается с функциональностью, история с современностью, и каждый угол рассказывает свою историю. Это место, где время, в самом буквальном смысле, отсчитывается с точностью и изяществом уже более столетия.

Позвольте American Butler стать вашим проводником в открытии тайн этого архитектурного чуда. С экскурсиями, оживляющими историю, вы прочувствуете суть Нью-Йорка. Откройте для себя, переживите и пройдите через перекресток мира вместе с нами. И о вокзале, и об окружающих его зданиях American Butler знает еще много интересных деталей — достаточно только связаться с нами и заказать экскурсию.

Всего голосов: 0
Star rating Star rating
Star rating Star rating
Star rating Star rating
Star rating Star rating
Star rating Star rating
Поделиться